Российское перестрахование: переходный этап
Гармаш Дмитрий Владимирович
Заместитель генерального директора ООО СПК «Юнити Ре» до 15.01.2014 г.
|
Страховая и перестраховочная компания Юнити Ре подготовила анализ ключевых тенденций развития перестрахования в России за последнее время. В нем рассмотрены такие важнейшие вопросы, как сокращение количества игроков, концентрация рынка, стабилизация динамики премий по входящему перестрахованию и специфика интеграции российского рынка в мировое перестраховочное сообщество.
Прошло менее трех месяцев с того момента, когда в России вступили в силу новые законодательные требования к минимальному размеру капитала страховых и перестраховочных компаний. Эта тема, наряду с преодолением последствий кризисного периода 2008-2009 гг. и дальнейшим развитием отдельных компаний и рынка в целом, оставалась одной из самых обсуждаемых в перестраховочном сообществе на протяжении последних двух лет. Собственно, общая канва этой проблематики проста – трансформация перестраховочного рынка, его постепенный переход в новое качественное состояние, по сравнению с прошедшим десятилетием становления и начального развития.
И это так. Прошедший год стал для российских перестраховщиков первым за последние 6 лет, когда они получили стабилизацию динамики сборов по входящему перестрахованию после длинного периода стагнации. По данным ФССН, за 6 месяцев 2011 г. российскими перестраховщиками (специализированными и универсальными страховщиками) было подписано около 18 млрд. руб. (600 млн. долл. США) премии и оплачено 5 млрд. руб. (166 млн. долл. США) убытков, что позволяет прогнозировать общий итог этих показателей по всему 2011 г. практически точно на уровне 2010 г. И это после, в среднем, 20%-го падения ежегодно.
Динамика премий и выплат по входящему перестрахованию, 2003-2011гг. (данные ФССН; по 2011г. указаны прогнозные данные на базе результатов 1 полугодия).
Основными факторами падения рынка в прошлые годы назывались, во-первых, очищение перестрахования от массовых схем, во-вторых, консолидация рынка и, в-третьих, демпинг. Первый тренд во многом очевиден через анализ динамики оплаченных перестраховочных убытков, чья величина остается примерно одинаковой, в среднем, на уровне 15 млрд. руб. в год, как это видно из графика.
Второй тренд копился в сознании участников рынка и реализовывался в разнообразных слияниях и поглощениях и половину 2010, и весь 2011 годы, в первую очередь, в приближении к дате вступления в действие новых требований к уставным капиталам 1 января 2012 г. Но свой апогей, скорее всего, он уже прошел. Тем более очевидно, что уже не скажется на динамике рынка и потенциальных уход с него 144 компаний, по данным ФСФР, не соответствующих новым требованиям к капиталу по состоянию на 01.01.2012 г. – эта почти четверть всего объема работавших в 2011 году игроков собирала всего 5% рыночной премии!
Третий фактор, к счастью, в течение конца 2010-2011 гг. чуть ослабил свое влияние, достигнув определенного экономического «дна» и заставив лидеров рынка активно пересматривать свою политику отказов. И на сегодняшний день с этим трендом больше приходится бороться на просторах СНГ, нежели чем в России: на фоне концентрации перестраховочного бизнеса и качественного улучшения основных его игроков стержневая кривая тарифов более-менее стабильна.
И хотя с чисто экспертной точки зрения делать прогнозы относительно дальнейшей динамики объемов рынка на 2012г. очень сложно, с учетом мнений экспертов о развитии рынка прямого страхования в России и СНГ, эти ожидания однозначно позитивны. По данным той же ФСФР, в 2011 году «прямой» рынок прирос почти на 25%. И даже с учетом вероятного влияния кризиса большинство экспертов предсказывают ему и последующий рост на 2012 год. Соответственно, и для российского перестрахования, только-только выровнявшего динамику, можно с уверенностью планировать дальнейшую стабилизацию объемов и даже, возможно, некоторый скромный рост. В основе этого лежит как раз переходность сегодняшнего этапа развития российского перестраховочного рынка.
Дело здесь не только в том, что за последние 2-3 года рынок активно уходил (и очень далеко ушел!) от исторической ориентации на четкую «взаимность» при перестраховании на внутреннем рынке, а кризис подтолкнул ключевые российские компании из первой сотни (которая собирает до 80% российской «прямой» страховой премии) и лидеров рынков стран СНГ кардинально пересмотреть свои подходы к выбору партнеров-перестраховщиков.
Основное обстоятельство, на которое следует обратить внимание, заключается в том, что в рамках консолидации, новых требований к капиталу, внутреннего пересмотра и корректировки стратегий развития страховщиков на российском рынке сформировалась оптимальная для данного рынка, по мировым меркам, олигополистическая структура игроков. Постоянными качественными и количественными лидерами сегмента являются всего около десятка компаний – 7-8 универсальных страховщиков, активно пишущих перестрахование, и 3-4 специализированных перестраховщика. Это позитивный факт!
Концентрация бизнеса на рынке такова, что и дальнейшее уменьшение количества игроков на рынке (а это, как уж говорилось, одна из ключевых тенденций последних лет) значительно не скажется на рыночных объемах. Действительно, «просеяв» рэнкинг перестраховочных игроков – 133 компании в 2011 году – по признаку работы с реальным рисковым бизнесом, можно увидеть, что более 90% сборов приходится на первые 40 компаний, при этом первая десятка – это почти 40% премии, а тройка лидеров – четверть всего объема.
Количество игроков на страховом и перестраховочном рынка (данные ФССН).
При этом, возвращаясь к упомянутой выше олигополистической структуре, 6 игроков, собирающие вместе почти 34% рыночной перестраховочной премии, подписывают в год не менее 1 млрд. руб. премии каждый; 15 компаний – 50% сборов – не менее 500 млн. руб. Когорта лидеров в течение последних 2-3 лет неизменна: в 2011 году это Ингосстрах, Согаз, Юнити Ре, Москва Ре, Альянс; примерно так же постоянен и перечень лидеров среди специализированных перестраховщиков: Юнити Ре и Москва Ре.
Консолидация, таким образом, сама по себе не представляющая опасности для развития рынка, несет еще одно важное свойство для переходного этапа: улучшение финансовой и профессиональной базы перестраховщиков, их укрупнение, увеличение собственных удержаний по отдельным рискам и целым облигаторным перестраховочным программам, расширение этих программ в части как покрываемых рисков, так и доли крупных зарубежных перестраховщиков, а значит, рост качества предоставляемых перестраховочных услуг. База для выбора достойного партнера здесь – все та же лидирующая группа, где каждый участник имеет хорошие финансы, профессиональный коллектив, хороший международный рейтинг, страховой цикл, отличный от одиозного мирового и не связанный с ним. А преимущества специализированных перестраховщиков подкреплены еще и, в частности, отличными от «прямых» компаний лидерами и участниками облигаторных программ, защищающих портфель.
Важным трендом, поддерживающим положительную динамику перестраховочного рынка, остается зарубежный бизнес. Его доля стабильно росла на протяжении 6 лет и в 2011 г. достигает почти третьей части всего перестрахования, подписываемого российскими игроками: в 2011 году (по предварительной оценке) 29% против 26% в 2010 году.
Динамика входящего перестрахования из дальнего зарубежья на российский рынок (данные ФССН, 2011 год спрогнозирован на базе информации по итогам 1 полугодия 2011г.)
Основная масса бизнеса в этом сегменте (более половины) - по-прежнему, СНГ. Однако в рамках растущего на мировом рынке спроса на альтернативные емкости все большую долю получают риски из дальнего зарубежья, в первую очередь, из регионов Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Немалая часть из них довольно спорного качества, однако значительный объем – вполне качественный бизнес, достойный «третьего эшелона» международных перестраховщиков, куда, без сомнения, можно отнести и узкую группу российских игроков, сформировавшуюся на переходном этапе.
Группа эта (не более 5-6 компаний) и в дальнейшем, с горизонтом на 2014-16 гг., объективно будет оставаться основой рынка по таким причинам, как наличие международных рейтингов, диверсифицированная и устойчивая клиентская база, географическое распределение портфеля, качественный состав акционеров и развитая стратегия развития и привлечения инвесторов. Именно этих игроков отдельно, их бизнес и результаты мало-помалу нужно начинать оценивать в альтернативу рынку в целом – это более объективная, прозрачная и информативная основа для анализа российского перестрахования и будущих этапов его развития.